Условия недропользования

Лицензия на право пользования недрами на месторождении «Манушкино» была предоставлена правопредшественнику 33 АО «ЛСР. Базовые» (ЗАО «Всеволожское СМП») под условием организации рыборазводного пруда после окончания выработки.  

Неопровержимым доказательством принятия недропользователем обязательств по формированию водоема (рыборазводного пруда) на месторождении «Манушкино» после завершения добычи недр служат:

  • приложение № 12 к лицензии на право пользования недрами ЛОД 01973 ТЭ от 16.08.2001 г.:

Пункт 7.1.13.: «…по окончании отработки карьера обустроить выработанное пространство под рыборазводный пруд в соответствии с проектом, согласованным в установленном порядке».

Согласно Разделу 3 (этапность и срок действия лицензии):

8-й этап – составление проекта на добычу песка при строительстве рыборазводного пруда в границах участка лицензирования, согласование его в установленном порядке и предоставление на государственную экологическую экспертизу.

  • приложение № 2 к лицензии на пользование недрами ЛОД 47007 ТЭ от 05.09.2008 г.:

Аналогичная обязанность по строительству рыборазводного пруда была предусмотрена в п. 3.2. Раздела 3 (этапность и срок действия лицензии).

  • приложение № 2 к лицензии на право пользования недрами ЛОД 01973 ТЭ от 16.08.2001 г.:

Пункт 7.1.13.: «…проводить рекультивацию выработанного пространства в соответствии с проектом, согласованным в установленном порядке».

  • раздел «Рекультивация» Проекта разработки карьера:

«Отработанное пространство предполагается использовать как общественное место отдыха: водоем с пляжным участком».

Согласно абзацу 10 статьи 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. 

04.07.2012 г. лицензия была переоформлена на ЗАО «ЛСР. Базовые материалы» без изменения условий (распоряжение Комприроды ЛО № 562 от 04.07.2012 г.).

17.01.2017 г. распоряжением Комитета по природным ресурсам ЛО лицензия была переоформлена на ООО «Ландшафт» 34 также без изменения условий (распоряжение Комприроды ЛО № 9 от 17.01.2017 г.).

Руководствуясь содержанием вышеприведенных лицензий на право пользования недрами на месторождении «Манушкино» в динамике их изменений, можно с уверенностью заключить, что первоначальное ключевое условие об обустройстве рыборазводного пруда сохраняет свое действие.

Тем не менее, СЗУ Ростехнадзора в ответе № 240-8290 от 30.04.2021 г. указало, что при согласовании плана развития горных работ на 2020 год и изменений к нему была представлена лицензия со сроком действия до 31.12.2025 г., в условиях которой отсутствуют 35 требования по обустройству выработанного пространства под рыборазводный пруд до окончания отработки карьера

Таким образом, формирование водного объекта в границах карьера было незаконно исключено из планов по разработке территории карьера вблизи деревни Манушкино в нарушение ст. 17.1 Закона «О недрах».

Вышеуказанное исчезновение поразительным образом совпадает с назначением на должность заместителя председателя Комитета по природным ресурсам ЛО (в период последнего переоформления лицензии) бывшего сотрудника АО «ЛСР. Базовые» – К. В. Острикова. 

К. В. Остриков занял должность в Комприроде ЛО в 2011 году. Условие об обустройстве водоёма исчезло из лицензии при её переоформлении в 2012 году.

В ходе проверки 36 прокуратурой Ленинградской области, проведенной в отношении деятельности К. В. Острикова, был установлен факт непринятия им – на тот момент заместителем председателя Комитета по природным ресурсам ЛО, мер, направленных на предотвращение возможного конфликта интересов, связанного с замещением до поступления на государственную гражданскую службу должностей в организациях, входящих в группу компаний ПАО «Группа ЛСР», наличием корпоративных связей с работниками указанных организаций, возникших в периоды совместной работы. 

О выявленных нарушениях был проинформирован Губернатор ЛО для принятия решения о назначении в отношении К. В. Острикова проверки соблюдения требований к служебному поведению (ответ Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19.08.2021 г. №7–1086–2020, ответ прокуратуры ЛО № 7–1086-2020 от 19.08.2021 г. в дополнение к ответу № 7-1086-2020 от 22.07.2021г.). 

В результате К.В. Остриков был снят с должности в Комитете природных ресурсов ЛО. 

Очевидно, что компании из Группы ЛСР при господине К.В. Острикове оказались в необоснованно выгодном положении по отношению к другим недропользователям в аналогичных ситуациях: 

— во-первых, ГК ЛСР удалось «значительно оптимизировать» свое налоговое бремя, поскольку земли сельхозназначения по сравнению с землями промышленности имеют «копеечную» кадастровую стоимость, и за 20 лет недропользования получилась существенная экономия по земельному налогу; 

— во-вторых, исчезновение из условий лицензии обязанности сформировать водоем позволило начать его использование в качестве свалки для захоронения своих строительных отходов и отходов других компаний без получения 32 на это отдельной лицензии и уплаты экологических сборов.