ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ

Компания АО «ЛСР.Базовые», входящая в Группу «ЛСР», в попытках создать видимость законности проводимых работ в деревне Манушкино Всеволожского района Ленинградской области деятельности, приводят   мнимые аргументы, которые без должной проверки в своих ответах   ретранслируют   Госорганы. 

В частности,   

1. Земельные участки, на которых расположен обводненный карьер «Манушкино» находятся в собственности компании Группы ЛСР.  

2. В действующей лицензии на недропользование отсутствует условие о формировании водоема (рыборазводного пруда).

3. В отношении спорной территории утвержден акт горного отвода.

4. Наличие проекта ликвидации выработанного карьера с использованием Рекультиванта «Грунтосмесь-19», согласованного Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комприроды ЛО).

5. Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) на технологию производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19».

6. Наличие проекта санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ), в котором предусмотрено расположение на карьере производственной площадки для выпуска Рекультиванта «Грунтосмесь-19».

7. Наличие выданного СЗУ Ростехнадзора разрешения на проведение работ в рамках проекта ликвидации.

8. Наличие у недропользователя обязанности восстановить нарушенные земли до состояния, пригодного для их дальнейшего использования (то есть засыпать обводненный карьер).  

9. Ликвидации обводненного карьера происходит в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (далее – Постановление Правительства РФ №118).

10. Наличие у АО «ЛСР. Базовые» лицензии на обращение с отходами.

11. Отсутствие прав у жителей деревни Манушкино вмешиваться в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта.

Однако детальный анализ названных «аргументов» позволяет сделать однозначный вывод о том, что обоснования «правомерности» деятельности АО «ЛСР.Базовые» на карьере Манушкино (под девизом «творим, что хотим») зиждиться на незнании большинством граждан Законов, и «лояльности» к ЛСР местных Госорганов, что и позволяет ЛСР успешно продолжать произвол. Ниже приводится подробное обоснование нежизнеспособности вышеизложенных «аргументом» ЛСР с сохранением используемой нумерации:

1. Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению и в соответствии с видом разрешенного использования (ст. 42 Земельного кодекса РФ). 

Земельные участки ООО «Ландшафт» (также входит в Группу ЛСР) с КН: 47:07:1047005:1384, 47:07:1047005:1385 имеют категорию — «земли населённых пунктов», вид разрешенного использования — «для сельскохозяйственной деятельности 1» 

В Генеральном плане Колтушского СП данные участки отнесены к «акватории водного объекта 2».   

В ст. 85 ЗК РФ определен состав земель населенных пунктов, зоны для добычи полезных ископаемых в этот состав не входят 3.   

В действующем законодательстве однозначно указано, что для осуществления недропользования земельные участки из других категорий должны быть переведены в категорию «земель промышленности». До этого момента их использование для целей недропользования запрещено 4.   

Таким образом, нахождение земельных участков в собственности недропользователя не освобождает его от обязанности использовать земельные участки в строгом соответствии с их правовым режимом.

2. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, что несмотря на наличие лицензии, недропользование осуществлялось и осуществляется с грубыми нарушениями. 

В дополнение обращаем внимание на следующий факт. Согласно заключению специалиста от 04.02.2022 г. в границы горного отвода карьера Манушкино кроме участков, принадлежащих Группе ЛСР, входят участки третьих лиц 5.   

Комитет государственного экологического надзора ЛО в ответе от 01.07.2021 г. № К-04-1052/2021-0-1 указал, что в настоящее время недропользователем проводится рекультивация 6.

Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» проект рекультивации земель подлежит согласованию с собственниками земельных участков, находящихся в частной собственности. 

Однако такое согласование недропользователем с вышеназванными третьими лицами проведено не было.  

В действующей лицензии действительно отсутствует условие о необходимости формирования водоема в выработанном пространстве карьера. Однако так было не всегда. 

В первых версиях лицензии такое требование содержалось (см. лицензия ЛОД 01973 ТЭ от 2001 г., лицензия ЛОД 47007 ТЭ от 2008 г.). Наглядно видно прямое указание на обязанность недропользователя по завершении добычи недр обустроить выработанное пространство под рыборазводный пруд 7.  

Переоформление лицензии в 2012, 2017 годах происходило «без изменения условий», как это предписано ст.12.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и на что прямо указано в Решениях 8 Комприроды ЛО.  

Таким образом, «исчезновение» из лицензии условия о необходимости формирования водоема носит противозаконный характер.    

Оформление Комприроды ЛО очередной (действующей лицензии) недропользователи также протащили без «условия о водоеме», продлив срок ее действия 9 до 2025 г.   

Данная лояльность, вероятно, стала возможной по той причине, что вопросы согласования условий недропользования курировал лично заместитель председателя Комитета по природным ресурсам ЛО — господин К.В. Остриков — бывший сотрудник  ЛСР,   не предпринявший мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при поступлении на гражданскую службу, что подтвердила 10 Прокуратура Ленинградской области.

3. Акт горного отвода действительно есть, но выдан он на земли, не переведенные в категорию «земель промышленности» (то есть посредством выдачи данного акта органы государственной власти сами санкционировали нецелевое использование). Более того в границы горного отвода, были включены чужие участки, не принадлежащие недропользователю, а проект одного из этапов недропользования – рекультивация данных земельных участков, не был согласован с правообладателями 5 этих участков.

4. Проект ликвидации карьера согласовывался Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в лице заместителя председателя – все того же господина К.В. Острикова (бывшего сотрудника ЛСР).   Исходя из текста протокола согласования проекта 11 ликвидации горных выработок   проект ликвидации противоречит проекту рекультивации 12 нарушенных земель и проекту развития месторождения (с изменениями 2015 г.), являющемуся обоснованием проекта ликвидации. 

Первоначальный проект разработки, наряду с лицензиями предусматривал обустройство водоёма по завершении разработки месторождения. Аналогичные цели были обозначены 13 также Администрацией Всеволожского МО.   

Однако после занятия господином К.В. Остриковым высокой должности в Комитете по природным ресурсам ЛО — сначала из лицензий, исчезает обязанность для ЛСР обустроить водоём, а затем в проект развития карьера «Манушкино» протоколом Коприроды ЛО вносятся никак немотивированные изменения: рекультивационные мероприятия по обустройству водоёма дополняются мероприятиями по его ликвидации (засыпке вскрышными). И это при том, что в указанном протоколе прямо отражено, что работы по формированию водоёма, завершены 12.   

Фактически такая же подмена произошла впоследствии и на этапе обустройства СЗЗ, когда проектом СЗЗ не только было «обосновано» отсутствие необходимости обустройства СЗЗ (обычно при работе с отходами размер санитарно-защитной зоны составляет от 100 до 300 метров от жилой застройки), но и «обоснована» возможность расположения производства по созданию Рекультивантом «Грунтосмесь-19» из строительных отходов в границах населенного пункта.

Таким образом, при содействии К.В. Острикова компании из Группы «ЛСР» не только невероятным образом избавились от обязательств 14 по обустройству водоёма, который не принесёт им никакой прибыли, но и фактически легализовали на месте водоёма промышленную переработку отходов под видом производства Рекультиванта из строительных отходов. 

О мотивах действий господина К.В. Острикова К.В. можно только догадываться.

5. Недропользователь провел только одну Государственную Экологическую Экспертизу  (ГЭЭ) — «Проекта документации на технологию производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19», в то время как должен был провести 3 (три) самостоятельных вида ГЭЭ:

1) ГЭЭ на технологию производства (Ч.5 ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе», Письмо Росприроднадзора от 16.09.2014 № ОД-03-03-36/14249 «О направлении разъяснений»; Письмо Минприроды России от 18.08.2014 № 05-12-44/18132);

2) ГЭЭ проектной документации «объекта размещения отходов, т.е. места их захоронения» (Ч.7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», постановление АС МО; Постановление АС МО от 04.05.2016 № Ф05-5461/2016 по делу А41-71382/2015; Постановление 10 ААС от 22.02.2017 № 10АП-313/2017 по делу № А41-54661/2016; Постановление АС МО от 17.05.2017 и Определение ВС РФ от 25.08.2017 по делу №А41-54661/2016);

3) ГЭЭ технической документации «на Рекультивант «Грунтосмесь-19» как на новое вещество»(Ч.5 ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе», Письмо Росприроднадзора от 16.09.2014 № ОД-03-03-36/14249 «О направлении разъяснений»; Письмо Минприроды России от 18.08.2014 № 05-12-44/18132).

Кроме того, перед началом использования Рекультиванта в деревне Манушкино необходимо было провести общественные обсуждения в месте его использования – на территории Колтушского сельского поселения Всеволожского района ЛО. Однако такие общественные обсуждения не проводились 15.

Кроме этого, следует учесть, что к получению проектной документацией положительного заключения ГЭЭ причастно ООО «Экосфера», руководитель и учредители которого были ведущими специалистами 16 Росприроднадзора РФ.

Заключение ГЭЭ, а также сама документация на технологию включает искаженное значение термина «вскрышные породы», которые на самом деле относятся к отходам 17 (см. п. 3.11 ГОСТ-30772-2001), в результате чего Рекультивант  представляющий из себя смесь двух видов различных отходов 18, чудесным образом «стал» полезным для окружающей среды продуктом, как это преподносит недропользователь из Группы ЛСР.

6. Недропользователем был подготовлен проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ), предусматривающий отсутствие необходимости в установлении СЗЗ, засыпку водоёма Рекультивантом «Груунтосмесь-19», содержащем в своём составе отходы IV-V класса опасности, а также размещение промышленного производства 19 указанного Рекультиванта «Грунтосмесь-19» в границах населенного пункта в непосредственной близости от жилой застройки.   

Указанный проект получил положительное экспертное заключение со стороны ООО «Экосфера», несмотря на то что противоречил проекту разработки карьера, предусматривавшему создание водоёма 12, а не размещение каких-либо производств в границах населенного пункта.

Кроме того ООО «Экосфера», являющееся профессиональным «игроком» в сфере проведения экологических экспертиз, не могло не знать, что производство Рекультиванта, а равно его использование для засыпки обводненного карьера — фактически является переработкой и захоронением отходов. 

При этом, напомним, что положительного заключения ГЭЭ требует не только технология производства Рекультиванта, но и получаемое в итоге «вещество/материал», попадание которого в окружающую среду может представлять серьёзную опасность экологии, жизням и здоровью жителей. 

Кроме того, размещение и захоронение отходов в границах населённого пункта вообще запрещено действующим законодательством (см.  ч. 5 ст. 12 ФЗ «об отходах производства и потребления»).

Однако проект СЗЗ и экспертное заключение ООО «Экосфера» на данный проект не только не учитывают этих фактов, но и указывают на отсутствие необходимости установления СЗЗ вопреки прямому предписанию законодателя. 

Таким образом, проект СЗЗ фактически обосновывает необходимость создания промышленного производства там, где это не допустимо; без получения положительного заключения всех 3 (трех) видов ГЭЭ; без установления безопасного санитарного расстояния до жилой 20 территории и территории рекреационного назначения.

7. СЗУ Ростехнадзора выдает разрешения на проведение горных работ на основании предоставляемых ему данных, без проведения какой-либо проверки этих данных на соответствие требованиям действующего законодательства. Для выдачи разрешения важен только факт наличия лицензии, а не законность ее выдачи. Поэтому выдача таких разрешений является всего-навсего следствием ранее допущенных и/или санкционированных нарушений, на которые надзорные органы предпочитают закрывать глаза.

8. Нормы Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», а также положения постановления Правительства от 03.03.2010 г. №118  относятся к процессу недропользования, проводимому   исключительно в законном порядке (без нарушений), т.е. исключительно на земельных участках  с категорией «земли промышленности» с видом разрешенного использования «недропользование».

Недропользование на земельных участках, правовой режим которых не предполагает ведение такой деятельности, априори незаконно, поэтому ссылки на данные нормативно-правовые акты не обоснованы, данные нормативно-правовые акты применению не подлежат.

Кроме того, Комитет государственного экологического надзора в ответе от 01.07.2021 г. № К-04-1052/2021-0-1 указал, что в настоящее время недропользователем проводится рекультивация 6

Ни недропользователь (компании из Группы ЛСР), ни органы государственной власти сами так и не определились, что именно происходит на карьере («ликвидация», «рекультивация», «третий вариант»), что свидетельствует об очевидной непрозрачности всех проводимых «мероприятий».

9. Согласно ст.13 ЗК РФ и п.1 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Согласно п. 4.15 «ГОСТ Р 59057–2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель» рекультивации подлежат, в частности, земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением.  Согласно ответу Всеволожской Администрации, земельные участки с КН: 47:07:1047005:1384, 47:07:1047005:1385, на которых расположен обводненный карьер, относятся к «Акватории Водного объекта»,  и могут использоваться исключительно в целях создания и использования водных объектов 21

Обустройство рыборазводного водоема как самостоятельное направление рекультивации соответствует требованиям приведения земельных участков в состояние, позволяющее использовать данные земельные участки в соответствии с их правовым режимом. 

Засыпка же карьера Рекультивантом (технология ЛСР)  по существу является организацией несанкционированной свалки отходов, которая приводит к порче земель, снижению плодородия участков сельскохозяйственного назначения, то есть противоречит целям рекультивации в целом.

10. У АО «ЛСР. Базовые» действительно есть лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами в некоторых населенных пунктах Ленинградской области, однако деревня Манушкино Всеволожского района в этот перечень не входит 22    

Кроме того, деятельность недропользователя и не подразумевает использование отходов на карьере, что подтверждается множеством ответов разных органов государственной власти , ответ 23 Однако дорожные камеры 24 на протяжении нескольких лет фиксируют завоз на карьер строительных отходов с площадок, расположенных в  СПб и ЛО. 

Только в период с 27.02.2021 г. – 06.01.2022 г. на карьер были завезены и захоронены в толщу водоема отходы в объеме 25 свыше 6000 полностью загруженных самосвалов. 

Вышеуказанная информация подтверждена также и контрольно-надзорными органами: СЗМУ Росприроднадзора в ходе осмотра территории обнаружило отвалы грунта, содержащие отходы 4–5 класса опасности 26  

Таким образом, помимо незаконного недропользования, хозяйствующий субъект (компании из Группы ЛСР) сейчас совершает новое самостоятельное правонарушение – захоронение отходов в границах населенного пункта, что императивно запрещено ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

11. Выстраивание бизнес-процессов основывается на балансе частных и публичных интересов. Под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды (П.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»»).

Таким образом, лоббирование частного интереса конкретного хозяйствующего субъекта не должно вступать в конфликт с интересами неограниченного круга лиц, заключающегося в обеспечении безопасности окружающей среды, что и происходит в настоящее время. 

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. 

Существо данного права заключается в предоставлении каждому возможности жить в условиях, не угрожающих жизни и здоровью, которому корреспондирует обязанность должностных лиц обеспечивать такие условия, в частности – своевременно принимать меры, направленные на предотвращение и пресечение различных экологических бедствий.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Однако в настоящее время такое содействие жителям деревни Манушкино не оказывается. 

Права жителей деревни Манушкино ежедневно нарушаются, поскольку ежедневно осуществляется уничтожение водоема, находящегося на одном водоносном слое с источниками питьевой воды, посредством захоронения в карьере отходов, что напрямую влияет на качество используемых жителями ресурсов – почвы, воды, воздуха. 

Заполнение водоема материалов, в состав которого входят опасные строительные отходы, является угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозой невозможности дальнейшего использования земельных участков для целей ведения сельского хозяйства, что требует незамедлительного принятия мер реагирования для остановки засыпки карьера.