По фактам многочисленных нарушений действующего законодательства со стороны группы компаний ЛСР при осуществлении недропользования на территории деревни Манушкино были написаны десятки обращений в различные федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъекта РФ – Ленинградской области. Кроме того, обращения были направлены Губернатору Ленинградской области и Полномочному представителю Президента РФ в СЗФО. Так же были устные обращения по прямой линии с Президентом РФ В.В Путиным, проходившей 30 июня 2021г.
На обращения граждан по поводу правил осуществления недропользования, (в которых не упоминалась группа компаний ЛСР), давались ответы 1 по существу, из которых явно следовало что деятельность компаний ЛСР на территории деревни Манушкино является незаконной. Однако, как только наименование предприятий ЛСР задействовалось в тексте запросов – органы государственной власти либо ограничивались формальными отписками, либо вовсе не отвечали.
Например, незаконченными остались диалоги со следующими органами государственной власти:
— СЗУ Роспотребнадзор ничего не отвечает на обращение №09–19288-2021-40, поступившее в его адрес от ФА Роспотребнадзор ещё 26.08.2021 г. 4
— Росприроднадзор на просьбу предоставить протокол государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) Рекультиванта в качестве обоснования законности его использования на территории д. Манушкино отказался 5 это делать со ссылкой на статью 209 ГК РФ о праве собственности, подразумевая, что группа компаний ЛСР как собственник документации может отказывать в ее предоставлении.
— Полномочный представитель Президента РФ в СЗФО, в обязанности которого входит обеспечение законности на территории вверенного ему округа, обращения граждан переадресовал 6 в Прокуратуру ЛО и Губернатору ЛО (ответ №А51-7–1982 от 15.10.2020 г.), откуда были получены формальные ответы вообще не имеющие ничего общего с предметом обращений.
— СЗМУ Росприроднадзор на прямой запрос — что конкретно 7 завозится и захоранивается в толще воды карьера с указанием вариативности – отходы или Рекультивант, в каких объемах и с каким составом, в своём ответе 8 на трёх страницах, поведал о том, о чем не спрашивали, но самого главного так и не коснулся.
— СЗМУ Росприроднадзор после многочисленных формальных ответов, из которых прослеживалось тотальное нежелание разбираться в ситуации, в середине декабря 2021 г. все-таки провело проверку и выявило 9 в рамках осмотра территории отходы, содержащие 4–5 класс опасности. Однако СЗМУ Росприроднадзора, фактически зафиксировав незаконное захоронение отходов в границах населенного пункта, с середины декабря 2021 г. по настоящее время ничего не сделало для пресечения незаконной деятельности на карьере, угрожающей окружающей среде, жизни и здоровью граждан.
Кроме этого, уполномоченные на рассмотрение вопросов органы, в своих ответах зачастую противоречат 23 не только друг другу, но и сами себе.
Яркими примерами расхождений во мнениях по одному и тому же вопросу являются следующие ответы:
— Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в своём письме №02-06-207/2019 от 06.06.2019 г. сообщил, что согласно данным проекта разработки месторождения предусмотрено обустройство водоёма 10, что подтверждено протоколом 11, утверждённым Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области 2015 г, но уже в ответе №021-21384/2021 от 06.10.2021 г. сообщил, что в этом месте, согласно проекту от 2004 года, планируется 12 реализация малоэтажного коттеджного строительства, несмотря на то что проект карьера Манушкино, получил положительное заключение Госэкспертизы только 2 в 2007 году о чём КПР ЛО не мог не знать в виду лицензии на недропользование выдавались им именно на основании проекта 2007 года.
— СЗУ Ростехнадзор в письме №240–5235 от 02.04.2020 г. сообщил 13, что на карьере проводится рекультивация, но уже через пять месяцев – 11.09.2020 г. в ответе №240–15162 сообщил 14, что проект рекультивации ещё только будет разработан после завершения ликвидации карьера;
— Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в письме №02–06–207/2019 от 06.06.2019 г. указал, что засыпка карьера отходами 4–5 класса опасности не предусмотрена 10, однако СЗМУ Росприроднадзора в ответе №03–16/31630 от 16.12.2021 г. указало на обнаружение 9 на территории карьера отходов 4–5 класса опасности;
— Прокуратура ЛО в ответе №7-1086-2020 от 22.07.2021 г. со ссылкой на решение АС г. Санкт-Петербурга и ЛО от 20.11.2020 г. по делу №А56-18629/2020 заявила 15, что водного объекта на территории карьера не существует, что является дезинформацией, в виду того что именно этим решением было установлено 16, что на земельных участках действительно расположен обводненный карьер (а обводненный карьер согласно ст.5 Водного кодекса РФ является поверхностным водным объектом), и отсутствие в государственном водном реестре, в едином государственном реестре недвижимости сведений о водном объекте не является достаточным доказательством фактического отсутствия такого водного объекта;
— Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в ответе №47-01-1184/21-1-0-1 от 16.03.2021 г. сообщило 17, что ПАО «Группа ЛСР» не причастна к деятельности на карьере, потому что недропользователем является ООО «Ландшафт», в то время как в выписке из ЕГРЮЛ на ООО «Ландшафт» прямо указано, что учредителем ООО «Ландшафт» является 18 одна из компаний группы ЛСР;
— СЗУ Ростехнадзор в ответе 3 №240–26746 от 22.12.2021 г. на запрос 24 жителей Манушкино о том, входят ли их участки в границы горного отвода, сообщил что на этот вопрос однозначно ответить невозможно. При этом возникает закономерный вопрос, каким образом СЗУ Ростехнадзора осуществляет горный надзор, в предмет которого входит проверка соблюдения требований при обосновании границ горного отвода, если Ростехнадзор этих границ не знает и установить не может?
— Из ответов Управления Росреестра №16–00944/20 от 27.04.2020 г., ФА Роснедра №ДД-01-37/12183 от 11.08.2020 г. и Минприроды РФ №11–50/7306-ОГ от 16.06.2020 г. однозначно следует 20, что недропользование возможно исключительно на земельных участках, образованных из земель категории «земли промышленности» с видом разрешенного использования «недропользования». Таким образом, добыча недр на карьере «Манушкино», расположенном на земельных участках, образованных из земель категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения» императивно запрещена и является нарушением норм земельного законодательства – нецелевым использованием земельных участков.
Росреестр ЛО в своём ответе на запрос №13651 от 11.08.2020 г., в котором не фигурировало название компаний группы ЛСР, а абстрактно уточнялось, является ли недропользование на землях населенного пункта возможным, сообщил, что нет, и процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков не является устранением нарушения их нецелевого использования, поэтому незаконная деятельность должна быть остановлена 21 пользователем до приведения целевого назначения в соответствии с действующим законодательством.
— 06.08.2021 г. на заявление жителей деревни Манушкино о нецелевом использовании земельного участка, в котором уже были упомянуты предприятия группы компаний ЛСР, Росреестр ЛО дал ответ №ИСХ/13133, согласно которому явно «забыл» о ранее составленном им алгоритме действий при выявлении нецелевого использования, подразумевающим принятие мер по остановке незаконной деятельности до устранения нарушений, и сообщил 22, что раз предприятия группы компаний ЛСР обратились в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО с заявлением об изменении видов разрешенного использования и получили отказ в связи с отсутствием действующей градостроительной документации МО «Колтушское сельское поселение», им необходимо выдать только предостережение.