Рекультиват

В ответе № 240–10945 от 21.07.2020 г. Ростехнадзор сообщил 25, что обводнённый карьер засыпается Рекультивантом «Грунтосмесь-19» в соответствии с проектом ликвидации карьера, согласованным Территориальной комиссией Комитета по природным ресурсам ЛО (протокол 8 согласования № 14/К-29.05.20/Ло от 29.05.2020 г.).

Данное заявление является откровенной ложью по следующим причинам:

1) Недропользователь фактически уклоняется от реализации проекта ликвидации карьера

Прокуратура ЛО в письме №7–1086-2020 от 22.07.2021 г. сообщила 12 что проект ликвидации карьера предусматривает его заполнение Рекультивантом «Грунтосмесь-19», и Рекультивант не является источником выделения в подземные и поверхностные воды вредных веществ, ухудшающих качество воды в водных объектах.

Засыпка карьера отходами 4–5 класса опасности, согласно ответу 13 Комитета по природным ресурсам ЛО №02–06-207/2019 от 06.06.2019 г., не предусмотрена.

СЗМУ Росприроднадзора в ходе осмотра территории карьера обнаружило отвалы грунта, содержащие отходы, относящиеся к 4–5 классу опасности, о чем сообщило 2 жителям в ответе №03–16/31630 от 16.12.2021 г.

Ответ СЗМУ Росприроднадзора очевидно свидетельствует о том, что проект ликвидации карьера Рекультивантом является прикрытием захоронения отходов в пределах населенного пункта – деревни Манушкино в нарушение ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отмечаем, что на карьере действительно имитируется сложная производственная деятельность, однако по существу она сводится к засыпке обводненного карьера отходами производства и потребления 1, что нельзя назвать созданием чудо-вещества – рекультиванта, проектная документация на технологию производства которого получила положительное заключения ГЭЭ которого, и состоит из более чем 250 страниц включающих в себя Технические Условия 26 производства, Технологический Регламент Производства , и Оценки Воздействия на Окружающую Среду.

2) На карьере Манушкино недропользователь осуществляет захоронение отходов

В письме №7–1086–2020 от 22.07.2021 г. Прокуратура ЛО указала 2, что ликвидацией горной выработки на карьере «Манушкино» занимается АО «ЛСР. Базовые материалы» в рамках заключенного с ООО «Ландшафт» договора подряда №19А от 01.07.2020 г.

Согласно данным реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности АО «ЛСР. Базовые материалы» имеет 6 лицензию на следующие виды деятельности:

— транспортирование отходов 3–4 класса опасности в пос. Боровинка Выборгского района ЛО;

— сбор и транспортирование отходов 3 класса опасности в пос. Отрадном Кировского района;

— сбор, транспортирование и обезвреживание отходов 3 класса опасности в г. Санкт-Петербурге (район ул. Маршала Казакова, район Октябрьской набережной);

— транспортирование отходов 3–4 класса опасности в пос. Пруды Выборгского района ЛО.

Лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов во Всеволожском районе (в частности – в границах деревни Манушкино) у АО «ЛСР. Базовые материалы» нет, так же как и нет 7 официально зарегистрированного производства рекультиванта «Грунтосмесь-19» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Согласно официальным разъяснениям СЗУ Росприроднадзора (ответ 8 №03–16/11457 от 17.07.2020 г.) при производстве рекультиванта «Грунтосмесь-19» используется сырьё – строительные отходы, вскрышные породы, вмещающие породы, потерявшие потребительские свойства, которые, согласно положениям Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, также являются отходами 9.

Кроме того, как было указано ранее, СЗМУ Росприроднадзора в ходе осмотра территории карьера обнаружило отвалы грунта, содержащие отходы, относящиеся к 4–5 классу опасности, о чем сообщило жителям в ответе 4 №03–16/31630 от 16.12.2021 г.

Вышеуказанная информация подтверждает, что производство рекультиванта «Грунтосмесь-19» по существу является обработкой отходов, а его засыпка в карьер – их размещением (захоронением).

Отсутствие прозрачной легитимной процедуры создания рекультиванта «Грунтосмесь-19» также подтверждается действиями органов государственной власти, поскольку ни Ленинградская межрайонная прокуратура Ленинградской области, ни СЗМУ Росприроднадзора не смогли предоставить о ней информацию, ограничившись формальными отписками.

3) Возможность засыпки карьера необходимо было согласовать недропользователю с жителями Всеволожского района Ленинградской области

Согласно нормам действующего законодательства необходимым условием использования новой смеси является проведение общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) (ст.9, ч.1 ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ, Положение об оценке воздействия на окружающую среду, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»).

Согласно ч.1 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» в состав документации на проведение ГЭЭ обязательно входят материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. К таким материалам относится протокол общественных обсуждений (слушаний), проведённых непосредственно в месте предполагаемого использования объекта ГЭЭ. Если такая деятельность затрагивает два и более муниципальных образования, общественные обсуждения должны быть проведены на территории каждого (п.7.9.1. Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду).

Согласно информации, полученной от Администрации МО Приозерский район ЛО в ответе 10 №Исх-ОГ-515/2020 от 10.07.2020 г., были организованы общественные обсуждения по проекту технической документации на новую технологию «Технология производства Рекультиванта» на территории Приозерского района — за сотни километров от карьера Манушкино Всеволожского района.

Общественные обсуждения на территории Всеволожского района с участием жителей деревни Манушкино и прилегающих к обводненному карьеру поселков не проводились (ответ 11 администрации Всеволожского района №7062/1014-отв от 29.10.2021 г.).

Ситуация с использования темы «рекультивант» для прикрытия незаконного захоронения отходов наглядно отражена в решении Суда 27 по Московской Области , а истинная цель ЛСР по теме «ликвидации» однозначно видна на примере 24 карьера Янино.

Органы государственной власти в своих ответах сообщают, что деятельность, по использованию Рекультиванта «Грунтомсмесь -19», ведется в соответствии с утвержденными в установленном законом порядке документами, однако и этим документам производство Рекультиванта не соответствует что видно даже «невооружённым глазом», в частности:

1. Контроль выходного качества должен осуществляться на протяжении двух недель после завоза грунта и до его засыпки в рекультивируемый объект.

На стр. 19–20 файла с ОВОС (листы 21-22 самой ОВОС), а также на стр.17 Технологии производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19» указано, что для производства работ оборудуется технологическая площадка, на которой выделяется площадка складирования готового рекультиванта «Грунтосмесь-19» на время проведения выходного контроля (14 дней).

На стр. 18, 50 файла с ОВОС (листы 21 и 53 самой ОВОС) указано, что «отбор проб для осуществления выходного контроля выполняется после операции перемешивания отходов, вскрышных и вмещающих пород на площадке производства рекультиванта «Грунтосмесь-19», после чего вся партия продукта хранится на площадке складирования до получения результата. Площадка складирования рассчитана на период выполнения анализов – 14 дней. После получения результатов химического состава партии и заключения о его пригодности он может использоваться.

Учитывая тот факт, что у нас есть материалы фото- и видеофиксации, подтверждающие, что цикл загрузки «грунта», его перевозки и засыпки в карьер умещается в один день, можно говорить о явном нарушении Технологии производства грунтосмеси.

2. Согласно положениям ОВОС перечень территорий, на которых может быть использован Рекультивант «Грунтосмесь-19», ограничен.

На стр.22 файла с ОВОС (лист 25 самой ОВОС) указано, что «земельный участок, отведенный под реализацию новой технологии, должен находиться вне селитебных территорий и не должен попадать в прибрежные зоны водных объектов».

Согласно п.3.29 «СП 323.1325800.2017. Свод правил. Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения» селитебная территория предназначена адля размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования. Таким образом, селитебные территории расположены в границах населенного пункта, предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

На стр. 14 Технологии производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19» указано, что для заполнения обводненных карьеров применяется рекультивант марки А, который может использоваться на любой категории земель, кроме земель водного фонда и земель ООПТ, то есть разрешен для использования на землях населенных пунктов и землях сельхозназначения, допускающих застройку территории и ее доступность неограниченному кругу лиц.

Таким образом, Технология производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19» противоречит требованиям ОВОС, что недопустимо в силу ч.1.1 ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и п.1 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».

3. Обезвреживание нефтесодержащих отходов, предусмотренное технологией производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19», не проводится надлежащим образом.

На стр.12 файла с ОВОС (лист 15 самой ОВОС) указано, что при производстве Рекультиванта «Грунтосмесь-19» выполняется 1) разделение отходов по потокам; 2) обезвреживание нефтесодержащих отходов.

На стр. 25 Технологии производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19» (п.3.1.4) указано, что «отходы, содержащие нефтепродукты, обрабатываются по технологии, техническая документация которой получила положительное заключение ГЭЭ.

Официальная информация о прохождении такой ГЭЭ нигде не представлена.

Производства, предусматривающего разделение отходов на потоки, а также прохождение процедуры обезвреживания отходов, на карьере Манушкино не предусмотрено.

4. Для производства Рекультиванта установлена санитарно-защитная зона, равная 300 м.

На стр.80 файла с ОВОС (лист 83 самой ОВОС) указано, что размер санитарно-защитной зоны до площадки производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19» должен составлять 300 м.

В п.7.11 проекта СЗЗ (лист 103) указано, что для размещения карьера санитарно-защитная зона не устанавливается, поскольку рассматриваемый объект не является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания.

На стр. 25 проекта СЗЗ указано, что после окончания процесса рекультивации на рассматриваемой территории карьера предполагается разместить площадку для приготовления рекультиванта «Грунтосмесь-19».

Об увеличении санитарно-защитной зоны для размещения производства в проекте СЗЗ ничего не сказано.

Таким образом, проект СЗЗ противоречит требованиям ОВОС, являющейся частью технологии производства, прошедшей ГЭЭ.

5. Технология производства Рекультиванта «Грунтосмесь-19» должна быть поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На стр. 75 файла с ОВОС (с.78 самой ОВОС) указано, что объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (производству) должна быть присвоена категория после постановки его на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об окружающей среде) объекты негативного воздействия подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном органе.

Ч.2 ст.69.2 Закона об окружающей среде свидетельствует о том, что заявка о постановке на государственный учет подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Невыполнение обязанности по постановке объектов на учет влечет привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности (ст.8.46 КоАП РФ).

Согласно ст.16 Закона об окружающей среде за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается плата.

Таким образом, уклоняясь от постановки объекта негативного воздействия на государственный учет, хозяйствующий субъект минимизирует издержки посредством неуплаты в бюджет государства денежных средств за ухудшение качества окружающей среды.

6. Вскрышные породы – это отходы, для обращения с которыми устанавливаются специальные требования.

Вскрышные породы отнесены к отходам Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. №242. Приказ федерального органа исполнительной власти является нормативно-правовым актом, рассчитанным на неоднократное применение в отношении неограниченного круга лиц.

В распоряжении Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» указано, что по статистике наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых (86,8 процента общего количества образующихся отходов в Российской Федерации за 2016 год), которые представлены в основном вскрышными, вмещающими породами и продуктами обогащения минерального сырья. Таким образом, Правительство РФ при разработке регулирования исходит из того, что вскрышные породы относятся к отходам.

Минфин России в письме от 25.01.2021 № 03-06-06-01/4175 также подтвердил, что вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, являются отходами производства.

В письме от 19.05.2014 № 05-12-44/10285 Минприроды России зафиксировало, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления (в том числе вскрышных пород, образующихся при добыче полезных ископаемых) возможна при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.

Вышеуказанный довод подтверждается многочисленной судебной практике. Например, в Определении от 17.06.2021 № 303-ЭС21-8701 по делу № А59-6463/2019 ВС РФ указал, что вскрышные породы являются отходами производства и потребления, и при использовании их для целей ликвидации горных выработок не перестают ими быть, что влечет за собой обязательное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2019 № Ф03-3714/2019 по делу № А59-6693/2018 суд пришел к аналогичным выводам и по рекультивации, указав, что «использование вскрышных пород для рекультивации земель не изменяет их статуса как отходов производства и не исключает необходимость в соблюдении правил, содержащихся в статье 15 Федерального закона № 89-ФЗ».

В Определении Верховного Суда РФ от 25.08.2017 № 305-КГ17-10883 по делу № А41-54661/2016, Определении Верховного Суда РФ от 01.10.2015 N 301-КГ15-11637 по делу № А11-4422/2014, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2016 № Ф05-5461/2016 по делу № А41-71382/2015 суды акцентировали внимание на факте необходимости получения хозяйствующим субъектом лицензии для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов при рекультивации карьерных выемок вскрышными породами.

Таким образом, специальными требованиями при осуществлении деятельности по обращению со вскрышными породами являются: — получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»); — внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст.16 Закона об окружающей среде). Ни одно из вышеуказанных требований недропользователем соблюдено не было.